Что принесет вторая волна пандемии? - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Что принесет вторая волна пандемии?

Что принесет вторая волна пандемии?
Виктория Загоровская
Мясной Эксперт

На онлайн-конференции «Безопасность производства продуктов питания в условиях эпидемии – что заберем с собой в новую жизнь», организованной Россельхознадзором и выставочной компанией «Асти Групп» 22 июля, исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков (НСМ) Екатерина Лучкина рассказала о влиянии пандемии на отрасль, потребительское поведение, экономику и цены. Приводим ее доклад.

Давайте разберемся, чем этот кризис не похож на другие?
Прогнозирование ситуации во многом затрудняет многофакторность текущего кризиса.
Здесь соединились воедино геополитические риски, кризис государственного и транснационального корпоративного управления, а также кризис межстрановых экономических объединений (например, Евросоюз). Добавьте к этому нефтяной кризис и обесценивание рубля, высокую импортозависимость производств, тяжелое положение ряда торговых и сервисных компаний и главный вызов нового времени – пандемию коронавирусной инфекции в мире.
Кроме того, происходит сжимание потребительских рынков. Характерная особенность этого кризиса – это поведение населения, которое не проявляет активности, а довольствуется пассивными доходами.

Реклама
ПрофиБио

Также добавлю, что нынешнему кризису сопутствовал информационный хаос.
Даже согласно оптимистичному сценарию российскую экономику ожидает, как минимум, двухлетняя рецессия. Для малого и среднего бизнеса это колоссальный удар. Многие компании в этом секторе ждет банкротство.

Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Крист
Реклама
Термо

Конкуренция, и по каналам продаж и в борьбе за потребителя, станет более жесткой. Также на российской мясопереработке скажется обострение конкуренции среди ритейлеров.
Серьезное влияние кризис окажет на мировую экономику. Прогнозируется, что падение ВВП составит 6-9%. Объемы мировой торговли сократятся более чем на 30%.
Негативное влияние на ситуацию в России окажет отсутствие значимой государственной поддержки, как бизнеса, так и населения.
Меры поддержки бизнеса в процентном соотношении от ВВП в России намного ниже, чем в ряде других стран. Так, если в России этот показатель составляет 1,3%, то в Норвегии 4,7%, Канаде 8,4%, Дании 12,4%, Швеции 13,3%. Лидируют Италия – 41%, Германия – 40% и США – 22%.
В краткосрочной перспективе 2020 года нас ожидает рост безработицы до 10-13%, снижение доходов населения на 10% и более, переосмысление образа жизни и потребления (добровольное или вынужденное), усиление конкуренции на всех рынках, продолжение консолидации в отраслях.

Бизнес ждет длительный процесс восстановления

Мы понимаем, что в экономике все связано, и бизнеса, который бы не пострадал в нынешней ситуации, просто нет. Хотя на ком-то ситуация отразилась сразу, а на ком-то чуть позже. Так, компании, у которых в марте было все хорошо, сейчас уже наблюдают разрыв цепочек поставок, падение спроса, уменьшение выручки, задержки оплат и недостаток оборотных средств.
Несмотря на отмену режима самоизоляции и снятие ряда ограничений, к прежнему образу жизни население вернется не скоро.
С какими новыми вызовами мы столкнемся в ближайшее время?
Восстановление доходов россиян будет долгим, что ведет к спаду потребительской активности. Сокращение потребления – главный ответ на любой кризис. Кроме того, возрастает потребность в безопасности и большей заботе производителей продуктов питания о своей целевой аудитории.
Ценовая борьба продолжится – покупатели будут искать «желтые ценники». Произойдет сокращение среднего класса – «законодателя мод» в потреблении.
Напомню, что реальные располагаемые денежные доходы – это доходы после вычета обязательных платежей (налоги и сборы, проценты по кредитам и др.), скорректированные на инфляцию.
Между тем, из-за карантинных ограничений каждому второму работающему в России сократили зарплату. На средних и крупных предприятиях в апреле она снизилась на 2% по отношению к апрелю 2019 года. По данным на начало марта 2,5% были уволены. Количество официально зарегистрированных безработных в стране превысило 3 млн человек. За месяц их количество выросло более, чем на 500 тыс.
В ходе опроса 52% россиян заявили о сокращении зарплаты, 25% опрошенных отправили в неоплачиваемый отпуск, 23% уволили.

Безусловно, будет происходить усиление конкуренции (как между производителями, так и в ритейле), в том числе со стороны растительных аналогов мясных продуктов. Интерес к таким продуктам растет, и коллеги, использующие этимологические названия, которые исторически присущи продуктам переработки мясного сырья, должны учитывать рост конкуренции в этом сегменте на фоне падения доходов россиян.
Продолжит усиливаться контролирующая и фискальная функция государства. Отдельно хотелось бы отметить введение к 2024 году согласно распоряжению правительства маркировки с контрольными идентификационными знаками. НСМ поддерживает идею повышения прозрачности движения товаров и усиления контроля за безопасностью по всей цепочке, однако мы выступаем против введения маркировки в том виде, в котором сегодня предлагается это сделать.
Еще один вызов – вторая волна пандемии. Мы видим, что снижение числа заболевших происходит очень медленно. Кроме того, в городах – миллионниках население все реже использует маски и перчатки в общественных местах, ограничения зачастую не соблюдаются. И хотя своевременно введенные ограничения способствовали снижению темпов распространения коронавируса, тем не менее, ситуация продолжает оставаться достаточно серьезной.

Второй волной пандемии можно считать возобновление роста числа новых заболевших. К слову, каждый такой всплеск можно рассматривать как новую волну.
Это влечет за собой нехватку рабочей силы, проблемы с логистикой, рост цен на сырье и комплектующие, рост расходов на меры предосторожности и средства индивидуальной защиты.
Факторы, которые способствуют появлению второй волны пандемии – наличие носителей и еще не болевших людей среди населения вкупе с возможностью передачи вируса от одного человека к другому.
Недавно РБК провело исследование, чего больше всего боятся предприниматели в случае второй волны пандемии. Согласно опросу, 93% связывают свои опасения с сокращением доходов населения, 80% – с ростом безработицы, 77% – с нехваткой оборотных средств. Еще 67% тревожит возможное падение спроса, 47% – ослабление курса рубля, 43% – снижение деловой активности и 30% – снижение инвест-потока.
Если обратиться к сообщениям мировых СМИ, мы увидим, что многие страны, например, Франция и Израиль, уверены в неизбежности второй волны заболевания.
Как это повлияет на потребителей? Прежде всего, они будут стремиться уменьшить число контактов (магазины без касс, онлайн-торговля, бесконтактная доставка и оплата, сокращение числа командировок и посещения деловых мероприятий, ресторанов).

Также для потребителей будет характерна высокая инфозависимость – страх упустить важное, больше времени, проведенного онлайн, перепроверка данных, недоверчивость, получение статусных знаний.
Тревожность продолжит расти, как следствие – больше доверия к локальным продуктам, обеспечение дополнительной безопасности со стороны производителей продуктов питания, в том числе, дополнительная упаковка.

Справка
Март запомнился ростом продаж в категории мясных консервов на 253%! Ажиотажный спрос также коснулся риса, гречки и макаронных изделий. Кроме того, в 2020 году наибольший рост продемонстрировали сосиски и сардельки, вареные колбасы, а также охлажденные полуфабрикаты и изделия из птицы.

Важное значение по-прежнему играет удобство – легко открыть, хранить и приготовить продукт, удобство употребления, продукты «сделай сам».
При этом, потребителям будет свойственен инновационный оптимизм – готовность пробовать новые продукты и сервисы, инновационные и фантастические продукты, интерес к интеллектуальному и индивидуальному питанию при снижении ценности бренда.
Экономия останется приоритетом, что приведет к повышению важности соотношения цена – качество, большему вниманию к цене и переход в низкоценовой сегмент, а также снова к снижению ценности бренда (удовлетворенность не значит лояльность).
Трендом станет новый ЗОЖ – от заедания стресса потребители перейдут к диетам и полезным продуктам.
Важно отметить, что потребительские тренды приведут к изменению форматов торговли. Так, многие россияне открыли для себя формат магазинов «у дома» в период режима самоизоляции.
Исследование, проведенное в ряде европейских стран, показало, что тенденция укрепления местных торговых предприятий продолжится.
Совершать покупки в ближайших магазинах стараются 77% покупателей в Европе и 67% - в России.
По данным исследования, в топ-10 локальных предприятий формата «у дома», где ожидается подъем даже после снятия всех ограничений, войдут овощные магазины, мясные и сырные лавки, пекарни, местные кафе и рестораны.

Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
3568
Реклама
Аромадон
Реклама
Крист
Комментарии

Со всем согласено кроме ЗОЖ. Может конечно это для тех, кто проживает в центре садового кольца и имеет средства ездить на электросамокате в барбершопы попивая смузи. Этот паттерн тяжело натянуть на всю Россию-матушку.

Реклама
АтлантисПак 1 мая
Развакуум упаковки – причины и что делать?
Развакуум упаковки – причины и что делать?
27 апреля ‘24 852
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 16-ю неделю (15–21 апреля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 16-ю неделю (15–21 апреля 2024 г.)
22 апреля ‘24 1213
«Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину
«Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину
19 апреля ‘24 2924
Запахло жареным
Запахло жареным
17 апреля ‘24 1813
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 15-ю неделю (8–14 апреля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 15-ю неделю (8–14 апреля 2024 г.)
15 апреля ‘24 1934
Первая «Пищевка 3D: Вмясо» в горах
Первая «Пищевка 3D: Вмясо» в горах
10 апреля ‘24 2904
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 14-ю неделю (1–7 апреля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 14-ю неделю (1–7 апреля 2024 г.)
08 апреля ‘24 2492
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 13-ю неделю (25–31 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 13-ю неделю (25–31 марта 2024 г.)
01 апреля ‘24 3252
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
Инновационная автоматизация JO-BEX-MAN для формовки без проблем
27 марта ‘24 3712
Реклама
моневак
Реклама
Моневак
Реклама
Централ Фуд Трейд
Реклама
Промфуд
Блоги — Читаемое
все блоги

  Пятнадцатый выпуск "Продкаста" – совместного проекта Издательского дома "Новые отраслевые медиа" и исследовательской компании...

  erid:2RanykqRCiC  Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО”  в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров!  В...

Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...

Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...

Травматизм тушки ЦБ. Причины на отлове или убое?

Добрый день.  Подскажите пожалуйста как минимизировать травматизм тушки при отлове и убое....

45
Гончар
Гончар
Декларирование или сертифицирование ММО.

Здравствуйте, что лучше сделать на Мясо механической обвалки: декларацию соответствия или...

1
Татьяна Д
Татьяна Д
"Крестьянка" и "Промка": где шкура будет жестче?

После нашей статьи «Промка» и «крестьянка»: мифы про свинину я получил много комментариев и...

3
Главный технолог
Главный технолог
Миф: уксус в маринаде шашлыка окисляет упаковку (пакет или ведро).

Если упадут продажи шашлыка в пакетах в 2024 - знайте виновника новых пищевых  фобий: хирург...

0
Главный технолог
Главный технолог
Кровоподтеки в панированных крылышках

Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...

15
Nonconformist
Nonconformist
Категории и сорта колбас, если помимо мяса есть мясо птицы.

Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....

11
Реклама
Митиндастри


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация